Как автор уже выше замечал,
слабое, жалкое, беззащитное существо – наш добрый предок, почти всю свою
«разумную» “историческую жизнь”, за исключением последних пару сотен тысяч лет
(а то и того меньше) формировался как существо полностью, абсолютно зависящее от стада, вне его, абсолютно
беззащитное и обреченное на гибель.
Стадо вот то, что давало ему
и его потомству шанс на жизнь, только стадо давало защиту от опасности, в том
числе и от опасности исходящей от других стад себе подобных (об особой важности
этого момента речь пойдет ниже), возможность реализовать и защитить свои
потребности, интересы. Без стада – смерть.
При малейшей опасности человек сразу же молниеносно, инстинктивно
“определялся” - где свои, где его стадо
(особенно важно это при конфликте с
другими стадами себе подобных). Во время неопределившийся - где свои, где чужие рисковал остаться без защиты своих и подвергнуться опасности чужих, которые наверняка уже определили его как чужого.
Определился, объединился в
действиях со стадом, - выжил, да и стадо выжило (защитило свои
интересы), нет – проигрыш а то и гибель (по крайней мере, особи). Стадо –
защита, спасение, ЖИЗНЬ.
Таким образом, сильнейшая
инстинктивная потребность человека, как и его далеких предков (практически
инстинктивный приказ) - при малейшей опасности (и даже просто угрозе интересам)
инстинктивно “искать” своих, “определяться” где свое стадо.
А так как человек по своей
природе слабое, слабо-защищенное существо, то он предрасположен к стрессам
“страха”, к страху перед окружающим миром, в том числе и к особям себе
подобным, так как они могут также быть опасны или попросту претендовать на его
“интересы”.
И только в “своем” стаде он
мог чувствовать себя хоть в какой то, хотя б в относительной безопасности.
Таким образом, даже вне опасности, человек склонен испытывать “перманентный”
страх (или скажем мягче –
беспокойство).
А соответственно и
современный человек, как и его первобытный предок (инстинкты ковавшиеся
миллионы лет за тысячелетия не изменишь) где бы он ни был, особенно если он
попадает в новую обстановку, в новую группу людей инстинктивно (не по своей
воле и умыслу) и сам, не замечая того, стремиться определиться где его “стадо”,
кто из окружающих из его “стада” - “свои”, а кто «чужые». При малейшей опасности
ребенок ищет, где свои, где защита. Но этот инстинкт со временем не угасает, а
приобретает вместо «родительской» формы стадную.
С самого детства, с детского
садика, школы, двора или улицы человек определяется где его стадо, где
свои, НАШИ. Потом это продолжается в коллективах или других социальных
общностях. То есть даже в формальных структурах, действительно созданных
«разумом», структурах «порожденных» обществом, инстинкт и далее продолжает
неустанно создавать свои «мини стада». Как бы «стада» внутри групп.
Как же действует этот инстинкт, по каким же законом человек «определяется», какие закономерности определяют эти процессы «стадообразования».
А для этого обратимся немного назад, к нашему животному предку или, иначе говоря, к нашей природной сущности. Как уже автор замечал, что живых существ в стадо загоняют общие интересы (но в первую очередь страх - борьба с врагами). Предок человека, как слабозащищенное животное постоянно испытывал чувства перманентной опасности и страха, защиту от стрессов вызываемых ими, как и от самих опасностей, оно мог найти только в стаде.
При этом, важным элементом механизма действия стадного инстинкта было определение – где свои. Естественно, свое стадо, как защищенный микромир, группа, территория, воспринимался как НАШЕ, что то меньшее,. противостоящее большому окружающему миру полному множества врагов и опасностей.
Для того чтобы продолжить
дальнейшее рассмотрение стадной природы человека, необходимо выяснить в ней
ведущую роль ВРАГА. Эта роль столь важна, что автору придется
вставить сюда отдельный раздел.
Далее VRAG